Готовность к школьному
обучению — определенный уровень морфофункционального и
психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не
приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической
адаптации и снижению успешности обучения. От готовности к школе зависит успешность
и эффективность обучения.
Готовность к школе —
интегральная характеристика, включающая определенный уровень состояния здоровья
и физического развития, личностное развитие (самосознание, самооценка,
мотивация), интеллектуальное и речевое развитие, развитие моторных функций и
зрительного восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др.
Готовность к школьному
обучению в значительной мере определяется индивидуальным уровнем
структурно-функционального созревания коры больших полушарий и регуляторных
структур мозга. Для определения уровня готовности к школе используются
методики, оценивающие уровень развития комплекса познавательных функций,
психологического развития, состояния здоровья и функционального развития.
Готовность к обучению не является абсолютным показателем, не имеет нормативных
критериев и зависит от требований школы, объема и интенсивности учебной
нагрузки, условий, направленности и дифференцированности обучения и других
условий.
Психологическая
готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка психологических
свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе.
Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют
показатели интеллектуального и сенсомоторного
развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного
обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную
готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития
(произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и
сверстником, положительное отношение к школе и обучению).
Индивидуальные показатели этих форм готовности
оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы.
Показатели развития ребенка в контексте
готовности
к школьному обучению
Показатель
|
Позитивные и
негативные симптомы
|
Мышление
|
Протекание мыслительного процесса, активность,
последовательность, доказательность, критичность суждений.
Установление причинно-следственной зависимости и
функциональных связей.
Сформированность
мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции,
обобщения, классификации).
Умение строить выводы, обобщений, умозаключений. Особенности оперирования знаниями:
дифференцированность, подмена признаков, выделение существенного.
Индивидуальные качества мышления.
|
Память
|
Протекание запоминания и воспроизведения.
Значение волевой установки в запоминании.
Развитие зрительной и слуховой памяти.
Соотношение образной и словесной памяти.
Состояние оперативной слуховой памяти.
|
Фонематический слух
|
Понимание
обращенной речи.
Речевое общение.
Состояние аналитико-синтетической фонематической деятельности.
Нарушение речи. Общее недоразвитие речи.
|
Математические представления
|
Умение считать предметы. Владение порядковым счетом в
прямом и обратном порядке.
Умение соотнести предмет с символом (условным знаком,
числом).
Выполнение элементарных операций с предметами.
Владение представлениями равенства, «больше», «меньше».
|
Эмоции
|
Эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная
выраженность в поведении, действий. Устойчивость эмоций .
|
Воля
|
Волевая регуляция и саморегуляция в заданной
деятельности.
Устойчивость
волевой установки. Работоспособность, инициативность.
|
Мотивация отношения к школе
|
Интерес к школе. Наличие устойчивого желания учиться.
Оптимистические личностные ожидания от школы.
Осознанность мотивов школьного обучения.
|
Восприятие и общие представления
|
Представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Представление о человеке. Умение отразить представление в рисунках.
Наличие навыков срисовывания, перерисовывания,
переписывания. Навыки пространственной ориентировки.
Предметность, целостность зрительного восприятия и
воспроизведения.
|
Подготовила материал учитель - логопед МОУ СОШ № 4 Волкова Н.О.
|