Готовность к школьному обучению — определенный уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения. От готовности к школе зависит успешность и эффективность обучения.
Готовность к школе — интегральная характеристика, включающая определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация), интеллектуальное и речевое развитие, развитие моторных функций и зрительного восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др.
Готовность к школьному обучению в значительной мере определяется индивидуальным уровнем структурно-функционального созревания коры больших полушарий и регуляторных структур мозга. Для определения уровня готовности к школе используются методики, оценивающие уровень развития комплекса познавательных функций, психологического развития, состояния здоровья и функционального развития. Готовность к обучению не является абсолютным показателем, не имеет нормативных критериев и зависит от требований школы, объема и интенсивности учебной нагрузки, условий, направленности и дифференцированности обучения и других условий.
Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению).
Показатели развития ребенка в контексте готовности
к школьному обучению
Показатель |
Позитивные и негативные симптомы |
Мышление | Протекание мыслительного процесса, активность, последовательность, доказательность, критичность суждений. Установление причинно-следственной зависимости и функциональных связей. Сформированность мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации). Умение строить выводы, обобщений, умозаключений. Особенности оперирования знаниями: дифференцированность, подмена признаков, выделение существенного. |
Память |
Протекание запоминания и воспроизведения. Значение волевой установки в запоминании. Развитие зрительной и слуховой памяти. Соотношение образной и словесной памяти. Состояние оперативной слуховой памяти. |
Фонематический слух |
Понимание обращенной речи. Речевое общение. Состояние аналитико-синтетической фонематической деятельности. Нарушение речи. Общее недоразвитие речи. |
Математические представления |
Умение считать предметы. Владение порядковым счетом в прямом и обратном порядке. Умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом). Выполнение элементарных операций с предметами. Владение представлениями равенства, «больше», «меньше». |
Эмоции |
Эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная выраженность в поведении, действий. Устойчивость эмоций . |
Воля |
Волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Устойчивость волевой установки. Работоспособность, инициативность. |
Мотивация отношения к школе |
Интерес к школе. Наличие устойчивого желания учиться. Оптимистические личностные ожидания от школы. Осознанность мотивов школьного обучения. |
Восприятие и общие представления | Представления о предметах и явлениях окружающего мира. Представление о человеке. Умение отразить представление в рисунках. Наличие навыков срисовывания, перерисовывания, переписывания. Навыки пространственной ориентировки. Предметность, целостность зрительного восприятия и воспроизведения. |