Артикуляционная гимнастика:
«Блинчик»
«Чашечка»
«Слоник»
«Индюк»
Постановка:
• Округлить губы и вытянуть их вперёд, зубы при этом сомкнуты.
• Широким кончиком языка доставать нос.
• Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу сверху вниз.
• Поднять к нёбу язык, придав ему форму чашечки.
1-й способ
При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с
привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка
подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой
способ.
Нам пригодится деревянный шпатель.
Просим ребенка
улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель,
приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая
пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в
привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом.
Получается звук, близкий к Ш. 2-й способ При этом звуке
кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным
зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое
расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние
равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине
языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий
звук: ш-ш-ш.
При подражании нужно следить за тем, чтобы ребенок
точно губами выполнял линию овала, обнажая при этом зубы, между
которыми выдерживал расстояние равное 2 — 5 мм (обязательно). Нужно
выдерживать также расстояние между кончиком языка и верхними альвеолами
(деснами), через которое проходит выдыхаемый воздух. Если его не будет,
т. е. кончик языка упирается в верхние альвеолы, то воздух пойдет по
краю языка или по обоим краям. Звук будет искажен.
Чтобы ребенок
чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести
следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и
«паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и
«паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного
сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать
кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно
сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно
«паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен
перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш»,
одновременно выполняя фигурку. 3-й способ При этом звуке
кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным
зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое
расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние
равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине
языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий
звук: ш-ш-ш.
При подражании нужно следить за тем, чтобы ребенок
точно губами выполнял линию овала, обнажая при этом зубы, между
которыми выдерживал расстояние равное 2 — 5 мм (обязательно). Нужно
выдерживать также расстояние между кончиком языка и верхними альвеолами
(деснами), через которое проходит выдыхаемый воздух. Если его не будет,
т. е. кончик языка упирается в верхние альвеолы, то воздух пойдет по
краю языка или по обеим краям. Звук будет искажен.
Чтобы ребенок
чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести
следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и
«паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и
«паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного
сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать
кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно
сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно
«паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен
перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш»,
одновременно выполняя фигурку.
Если ребенок правильно и четко произносит этот звук, то переходим к его закреплению.
|