Артикуляционная гимнастика:
«Блинчик»
«Чашечка»
«Слоник»
«Индюк»
Постановка:
• Округлить губы и вытянуть их вперёд, зубы при этом сомкнуты.
• Широким кончиком языка доставать нос.
• Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу сверху вниз.
• Поднять к нёбу язык, придав ему форму чашечки.
1-й способ При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой способ.
Нам пригодится деревянный шпатель.
Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.
2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.
При подражании нужно следить за тем, чтобы ребенок точно губами выполнял линию овала, обнажая при этом зубы, между которыми выдерживал расстояние равное 2 — 5 мм (обязательно). Нужно выдерживать также расстояние между кончиком языка и верхними альвеолами (деснами), через которое проходит выдыхаемый воздух. Если его не будет, т. е. кончик языка упирается в верхние альвеолы, то воздух пойдет по краю языка или по обоим краям. Звук будет искажен.
Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.
3-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.
При подражании нужно следить за тем, чтобы ребенок точно губами выполнял линию овала, обнажая при этом зубы, между которыми выдерживал расстояние равное 2 — 5 мм (обязательно). Нужно выдерживать также расстояние между кончиком языка и верхними альвеолами (деснами), через которое проходит выдыхаемый воздух. Если его не будет, т. е. кончик языка упирается в верхние альвеолы, то воздух пойдет по краю языка или по обеим краям. Звук будет искажен.
Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.
Если ребенок правильно и четко произносит этот звук, то переходим к его закреплению.
«Блинчик»
«Чашечка»
«Слоник»
«Индюк»
Постановка:
• Округлить губы и вытянуть их вперёд, зубы при этом сомкнуты.
• Широким кончиком языка доставать нос.
• Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу сверху вниз.
• Поднять к нёбу язык, придав ему форму чашечки.
1-й способ При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой способ.
Нам пригодится деревянный шпатель.
Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.
2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.
При подражании нужно следить за тем, чтобы ребенок точно губами выполнял линию овала, обнажая при этом зубы, между которыми выдерживал расстояние равное 2 — 5 мм (обязательно). Нужно выдерживать также расстояние между кончиком языка и верхними альвеолами (деснами), через которое проходит выдыхаемый воздух. Если его не будет, т. е. кончик языка упирается в верхние альвеолы, то воздух пойдет по краю языка или по обоим краям. Звук будет искажен.
Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.
3-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.
При подражании нужно следить за тем, чтобы ребенок точно губами выполнял линию овала, обнажая при этом зубы, между которыми выдерживал расстояние равное 2 — 5 мм (обязательно). Нужно выдерживать также расстояние между кончиком языка и верхними альвеолами (деснами), через которое проходит выдыхаемый воздух. Если его не будет, т. е. кончик языка упирается в верхние альвеолы, то воздух пойдет по краю языка или по обеим краям. Звук будет искажен.
Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.