|
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает
хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает
благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит
возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
( по В. В.
Цвынтарному «Играем пальчиками и развиваем речь».)
ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ
Домик
Дом стоит с трубой и
крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Зайчик- кольцо
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашёл колечко.
А колечко непростое -
Блестит, словно золотое.
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
а) пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
Стульчик
"Стульчик" ты из рук сложи
И детишкам покажи.
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.
Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счёт "раз-два"
а) пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
Стульчик
"Стульчик" ты из рук сложи
И детишкам покажи.
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.
Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счёт "раз-два"
Стол
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Жук
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны. Ребёнок ими шевелит.
Коза рогатая
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
- Кто кашку не ест,
Молоко не пьёт,
Забодаю, забодаю!
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это "коза". Со словами"Забодаю, забодаю!..." "козу" "напускать" на ребёнка.
Зайчик
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Локтём опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулак.
Улиточка
У улитки-крошки
Подрастают рожки.
Научу её ходить,
Если будут ножки.
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперёд, "улитка" шевелит "усиками".
Птички
Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.
Птички летели, (помахать "крыльями")
Сели - посидели, (прижать ладони к груди)
Дальше полетели.
Петух
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой
Большой и указательный пальцы соединить, остальные поднять и слегка загнуть
Колокольчик
Колокольчик всё звенит,
Язычком он шевелит.
Подушечки пальцев соединить в щепотку и раскачивать кистью из стороны в сторону
Замок
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Покрутили, постучали,
Потянули и открыли!
Руки сложить в замок, переплетая пальцы. Читая стих, ритмично раскачивайте "замок". На слове "постучали" ритмично постукивайте друг об друга основаниями ладоней (пальцы не расцеплять). На слове "покрутили" одну руку тянем на себя, а другую от себя, попеременно меняя их. На слове "потянули" тянем руки в разные в стороны, выпрямляя пальцы, но не расцепляя их. На словах "и открыли" резко отпускаем руки и широко разводим их в стороны.
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Флажок
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, а большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони - к себе.
Лодка
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Пароход
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Пальчики переплетены между собой, выпрямлены. Направлены на себя.
Цепочки
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки.
Скворечник
Скворец в скворечнике живёт
И песню звонкую поёт.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу., мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.
Шарик
Надуваем быстро шарик
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. Дуем на них и пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит" и пальчики принимают исходное положение.