Артикуляционная гимнастика:
«Парус»
«Маляр»
«Киска сердится»
«Индюк»«Чистим зубки»
Артикуляционная гимнастика Л, Л’
1. «Наказать непослушный язычок».Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
2. «Лопаточка». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
3. «Вкусное варенье». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.
4. «Пощелкать кончиком языка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.
5. «Индюк». Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл – бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
6. «Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
7. «Катушка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными.
8. «Пароход». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно произносить звук ы («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук ы не переходил в и, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Постановка:
1-й способ. Расслабленным языком делаются быстрые лакательные движения с голосом бл-бл-бл.
2- й способ. Ребенок негромким низким голосом тянет А, не открывая широко рот и при этом стучит языком в верхние резцы. Получится произношение ЛА-ЛА-ЛА с усеченным звучанием гласного. Потом то же проделывают с другими гласными. Следить за тем, чтобы губы не вытягивались вперед. Очень легкий способ.
3-й способ. При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук Л лучше всего ставить следующим образом: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный ААААА, попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верхними резцами. В результате будут получаться слоги ЛА-ЛА-ЛА
4-й способ. Постановка звука [л] при отсутствии этого звука в речи ребенка или замене его на [ы]
1. Попросите ребенка произнести звук [л]. Он либо произнесет звук [ы], либо некий неопределенный гласный звук. Если ребенок не сможет произнести никакого звука, вам придется отказаться от этого способа.
2. Пусть ребенок произносит этот свой звук [л] (на самом деле [ы] или неясный гласный звук) более четко, так, чтобы он «попадал» ему на ладонь. Выдох должен быть как можно более горячим. Постепенно нужно отодвигать ладонь подальше ото рта, чтобы ребенок усиливал ротовой выдох.
Произнося звук, ребенок должен чувствовать, как воздух проходит у него между зубами. Следите за тем, чтобы плечи у ребенка были опущены, и в мышцах не было других напряжений и зажимов. Губы должны быть открыты так, чтобы были видны верхние и нижние резцы.
В результате ребенок будет произносить некий гласный звук, к которому примешивается некоторый «жужжащий» призвук от трения воздушной струи о зубы.
3. На этот призвук обратите внимание ребенка, скажите, что именно таким и должен быть тот звук, произношение которого вы сейчас разучиваете.
4. Дальше во время длительного произнесения этого «жужжащего» гласного звука (который выдохом ощущается на ладони), ребенок должен прижать язык к передним зубам и продолжать в этом положении произносить свой звук. Ребенок должен прижать мягкий, ленивый язык. В результате получится [л] (возможно также с «жужжащим» оттенком).
5. Предварительно беззвучно потренируйте с ребенком то, каким образом он будет прижимать к зубам язык.
Хочется предостеречь от распространенных ошибок при постановке звука «Л» и посоветовать эффективные приемы:
а) язык оттягивается в глубь рта, слышится звук, близкий к «Ы». Внимание ребенка акцентируется на положении языка между зубами
б) отсутствие плотной смычки. Ребенку предлагается не только удерживать язык на зубах, но и упереться в зубы
в) неправильное положение губ, когда зубно-язычная артикуляция заменяется губно-губной или губно-зубной.
Зафиксировать внимание на положении губ. Возможно временное удержание губ в правильной позиции пальцами или зондом. Удержание губ в улыбке необходимо только на этапе постановки звука. В дальнейшем при нормальной артикуляции звука «Л» губы нейтральны и принимают положение следующего гласного
Автоматизация
Собственно звук [л] возникает в момент отрыва языка от того места, к которому он был прижат. Поэтому, чем резче и определенней выражен этот «отрыв», тем четче произносится звук, то есть окончательное формирование произношения звука [л] происходит в слоге, который должен звучать очень отрывисто.
Произносить слоги нужно следующим образом. После того как ребенок прижал язык к верхним зубам и у него получился звук [л], он должен тут же резко открыть рот и произнести слог [ла] (гласным звуком слог должен «попасть» в ладонь). Над слогами лучше работать с использованием картинок.
Четче всего звук получается тогда, когда при переходе на гласный звук рот ребенка резко открывается, и одновременно с этим язык как будто «отскакивает» от места произнесения звука.
Если при произнесении слогов будет сохраняться «жужжащий» призвук, их нужно произносить тихим голосом (или даже шепотом) – это должно убрать призвук.
После формирования слога [ла] работайте над другими слогами в такой последовательности: [ло], [лу], [лэ], [лы].
В завершение предложите ребенку правильно повторить вслед за вами звук [л].