1-й способ. Звук к
следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из
звука т. При этом звук т должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься
без призвуков.
Ребенку
предлагают произносить слог та. В момент произнесения педагог нажимает пальцем
на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем
педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог
кя. Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук
— ка.
Довольно часто
бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка,
тот сразу же отодвигает язык вглубь рта — прячет язык от педагога. В таких
случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка
произносить слог та, а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не
нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится
в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше
описанную работу по постановке звука к.
Сначала педагог пользуется для постановки только своим
пальцем, но как только звук к получается правильно с его помощью, он учит
ребенка пользоваться своим собственным пальцем.
Механическое
воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко
укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук к
с горловым оттенком.
2-й способ. Постановка К на вдохе. Беззвучная или
шепотная имитация храпа (следить, чтобы не появился горловой звук Р). Похрапеть
можно с переливами в свое удовольствие. Как правило, после упражнения слышится
звук, похожий на К. Затем произносят КА на вдохе, и наконец, КА на выдохе.
Далее автоматизация идет по традиционной методике: КА-КО-КУ-КЫ и группа мягких
КИ-КЕ-КЁ.
Недостатки
произношения звука к
1. Вместо к
слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием
голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не
принимает.
Исправление: ставить звук
заново.
2. к заменяется
звуком х. Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через
которую с шумом проходит воздух.
Исправление:
а) дать возможность
ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком
воздуха при к и плавной струей при х;
б) если это не поможет,
ставить заново механическим способом.
3.
Вместо к твердого слышится мягкое (кет место «кот»). Причина: язык смыкается не
с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для ке,
ки, где звук к смягчается под влиянием следующих гласных.
Исправление: показать перед
зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или
зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это
окажется необходимым для получения твердого к. Показать ребенку, на какую
глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги).
4. Слышится глубокое, горловое к,
свойственное некоторым восточным языкам. Причина: язык смыкается своей корневой
частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит
устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок
слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.
Исправление: ставить звук заново, исходя из слога та и
нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого к (чтобы
ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука).
5. После звука
к в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук э (ы).
Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков п
и т.
Исправление:
а) проверить
произношение звуков п и т, если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего
исправить эти звуки;
б) устранить недостаток
произношения звука к путем сопоставления со звуком п или т (ап-ак, ат-ак).
Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука к она
не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее
ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко
рту).
6.
Вместо к получается г. Причина: в работу включаются голосовые связки. Обычно
подобное озвончение звука к соответствует аналогичному дефекту произношения
звуков п и т.
Исправление:
а) проверить произношение звуков п и
т, если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки;
б) устранить
озвончение к путем сопоставления со звуками п и т (па-ка, та-ка, апа-ака,
ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань
не должна вибрировать (приложить руку к гортани). Временно преувеличить силу
выдоха после взрыва.
7. Произношение
к, особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании
бутылки. Причина состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке
произношения звуков п и т, одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и
голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха,
находящегося в полости рта и глотки.
Исправление:
а) проверить произношение звуков п и т и исправить его (если необходимо);
б)
сопоставлять произношение всех трех звуков (п — т — к; an — ат —ак).
Во избежание возврата к дефектному произношению следует в
течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с
некоторым придыханием.