«Гимнастика мозга» –
ключ к развитию способностей вашего ребенка!
«Едва ли 10% людей на земле
сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные
развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал
правого. Хочешь остаться в рядах такого большинства?»
(Мэрили Зденека)
Мозг человека
представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого
и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое
дополнение. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба
полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие,
ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно
правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает
разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто
нестандартную и нередко правильную.
Левое полушарие
- отвечает за логическое и аналитическое мышление
- анализирует факты
- обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное
мышление)
- обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется
процесс анализа, а затем синтеза)
- обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности:
контролирует речь, а также способности к чтению и письму
- запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание
- способно понимать только буквальный смысл слов того, что слышим или
читаем
- планирует будущее
- контролирует движения правой половины тела
- отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных
произведений, различение ритма музыки
- отвечает за математические способности, работу с числами, формулами,
таблицами
- отвечает за планирование
Правое полушарие
- отвечает за образное мышление и
пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и
составлять мозаичные картинки-головоломки
- отвечает за интуицию и интуитивную оценку
- может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно
рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка
информации)
- реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы
синтеза,а затем анализа)
- обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке
информации,которая выражается не в словах, а в символах и образах
- запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать
совокупность черт как единое целое
- способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения,
чув-ство юмора. Воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса,
интонацию
- ориентируется в настоящем
- контролирует движения левой половины тела
- отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии
в музыке
- отвечает за воображение, фантазии и мечты, художественное творчество и
способности к изобразительному искусству
- отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции
Когда
полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то
взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом
которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится
возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое
мышление сочетается с интуицией.
Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их
способности?
При помощи
комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны
и апробированы американским доктором философии Полом Деннисон, основателем
учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинесис» — движение,
«логос» - наука).
«Гимнастика
мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении. Вот несколько
упражнений из комплекса:
1. Массаж
ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В
конце упражнения разотрите уши руками.
2. Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в
кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба
выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
3. Кулак-ребо-ладонь.
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в
кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости
стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8
– 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой,
потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при
затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами
(«кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
4. Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак
разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном
положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените
положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости
смены положений.
5. Ухо
– нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши,
поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок,
выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен
двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в
упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
7. Зеркальное
рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по
карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально
– симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете,
как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий
синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Попробуйте -
результаты не заставят себя долго ждать! В результате выполнения этих
упражнений у детей улучшается память, внимание, речь, пространственные
представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается
способность к произвольному контролю.
И в
заключение маленький совет: Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические
действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить
зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой.
Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой
активизирует новые участки мозга.