Артикуляционная
гимнастика
1.
«Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить
язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.
Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий
язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить,
чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна
подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются
углов рта.
2. «Блинчик». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий
передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет
от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в
широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на
нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю
губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
3.
«Язык перешагивает через зубы». Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной
стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной
стороны, затем с внутренней.
При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя
челюсть и губы были неподвижны.
4. «Почистим зубы». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким
кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз.
Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не
выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не
двигалась.
5. «Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик
языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до
соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик
языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
6. «Катушка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик
языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним
коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам,
кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижными.
7. «Заборчик». Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и
нижние резцы видны.
8. «Трубочка». Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты
вперед, как при звуке у.
9. «Лодочка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут.
Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии
языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счёт от 1 до
5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
Постановка.
1-й способ. Использую колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок
зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю
автоматизировать звук в слогах. Результат хороший.
2-й способ. Вариант постановки звука С от звука Ц встречается не часто, но
знание этого способа не помешает любому логопеду. Ребенок произносит длительно
и протяжно звук Ц. При соблюдении этого условия слышится второй
составляющий дифтонг - звук С. Самая большая сложность - обратить внимание ребенка
и дать ему возможность услышать этот звук. Если сразу не получается произнести
изолированно С, можно произнести ЦС, прерывая звучание С короткими паузами:
ЦС-С-С-С. Далее паузы удлиняются. И сразу же переходят к произнесению слогов.
3-й способ. Постановка
звука С при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед). Сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук Т в этом
положении. Будет слышен практически четкий звук С.
4-й способ.
При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук С можно ставить следующим
образом: Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру
прижимался к нижним резцам, а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы
между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук С будет возникать в
результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется
желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой.
5-й способ.
Постановка звука С при высоком небе или отсутствии нижних резцов
При данной аномалии звук С ставят при верхнем подъеме
языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановка осуществляется
по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т.д. После
появления приглушенного С с призвуком Ш переходят к опусканию кончика языка
вниз (что сделать уже не трудно).
6-й способ.
При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта
оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов - принимает положение,
как при звуке «И». При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
7-й способ.
При отсутствии звука, используя прием подражания, добиваются правильного
произношения изолированного звука ( с ), обращая при этом внимание ребенка на
правильное положение органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагается
просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за
нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук (с): пропеть
песенку насоса, водички, ветерка.
8-й способ.
При межзубном сигматизме ребенку сначала показывают правильную артикуляцию
звука ( С ). Обращается внимание на то, что кончик языка упирается в передние
нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты. Если ребенок
не может сразу произнести звук по подражанию, нужно прибегнуть к механической
помощи: кончик языка прижимается спичкой. Ребенок, закусив ее, произносит звук
(С).
9-й способ.
При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по
активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных
упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При
исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный
передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводят
за зубы.
10-й способ.
При носовом сигматизме ребенку предлагают длительно произносить звук ( Ф ),
просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем
при межзубном положении широкого кончика языка дуть дуть на него со звуком ( Ф
), постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.
11-й способ.
При призубном парасигматизме правильного звучания звука ( С ) добиваются,
используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения ( тыльной стороной
руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука
( С ) взрослым, а потом им самим.
12-й способ.
При шипящем парасигматизме ребенку предлагается при межзубном положении
широкого кончика языка произносить длительно звук ( Ф ) и добиваться
правильного звучания звука ( С ).