При
этом звуке зубы обнажены в «улыбке», сближены или сомкнуты. Струя
воздуха идет одновременно на кончик языка и передние зубы. Кончик
языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также
резко опускается. Струя воздуха прерывается: происходит смычка.
Воздушная струя толчкообразно подается на передние зубы. Это можно
ощутить тыльной стороной ладони. Струя воздуха холодная и трется о
передние зубы. Теперь пробуем с ребенком подражать «лопнувшему» шарику:
«Т-сссс». Звук «Ц» состоит из двух: «Т» плюс «С». Если ребенок
произносит эти звуки правильно и легко, то затруднений это не вызовет.
Необходимо обязательно следить за «улыбкой» - зубки обнажать и верхние,
и нижние. Кончик упирается в нижние зубки. Учим ребенка быстро
производить смычку. Можно пользоваться термином «постреляй»-тс-тс. Звук
«С» не тянется в этом случае. Он как и «Т» произносится отрывисто. Но
когда у нас «лопнул» шарик, в этом случае можно «С» потянуть. Это
делается для того, чтобы ребенок лучше прочувствовал струю воздуха и
сам звук.
Нужно помнить, что иногда можно получить звук «С» от «Ц» при его длительном произношении:
Ц=Т+ Ссссссс и отдельно его закрепляем. Когда звук «Ц» ребенок произносит четко и изолированно, то приступаем к его автоматизации. Если не получается, то продолжайте, играя, подражать.
Когда ребенок правильно изолированно произносит звук «Ц», то приступаем к его автоматизации.
Нужно помнить, что иногда можно получить звук «С» от «Ц» при его длительном произношении:
Ц=Т+ Ссссссс и отдельно его закрепляем. Когда звук «Ц» ребенок произносит четко и изолированно, то приступаем к его автоматизации. Если не получается, то продолжайте, играя, подражать.