Каждый
родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок добился в жизни значительных
успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно.
Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите ребёнка говорить. Учась
говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются
основой познавательного процесса обучения. Неполноценная речь
отрицательно сказывается на развитии малыша, сдерживает его
интеллектуальное развитие, порождает отрицательные черты характера. К
сожалению, 40% детей при поступлении в школу имеют недостатки речевого
развития. Так давайте же задумаемся об этом, будем уделять внимание
развитию речи своих детей с самого их рождения.
Родителям нужно обязательно знать самые важные законы развития речи.
Учить ребёнка говорить нужно буквально с колыбели, поскольку самый
благоприятный период развития речи — с момента рождения до 3-х лет.
Именно в этом возрасте нужно стараться максимально его развить. Одним
из обязательных условий правильного речевого развития является чёткая и
ясная речь взрослых. Речевые умения и навыки требуют специального
внимания, сами собой они не формируются.
От рождения до 6 месяцев у младенцев доречевой период. В это время
взрослые не должны быть пассивными в общении с мылышом, который
нуждается в эмоциональном контакте с матерью, стимуляции гуления,
проговаривании всех действий, развитии моторики пальчиков. Вкладывайте
в его руки игрушку и называйте её, массируйте каждый пальчик,
используйте народные «пальчиковые» игры «Ладушки», «Сорока-ворона»,
позднее — игры с мозаикой, конструирование, шнуровку, застёгивание
пуговиц, обведение контуров, штриховку. Игрушки должны быть самые
разные, из всех видов материалов. Ребёнку нужно разрешать трогать
абсолютно всё (если предмет не повредит здоровью). Чем больше он видит
предметов и явлений и связывает их со словом, тем богаче его лексика. С
1,5-2 лет его уже надо водить на выставки, в парки — зрительные
раздражители должны быть яркими и красивыми.
С первых же месяцев жизни развивайте слуховое внимание ребёнка, а затем
и слуховую память, спрашивая его о том, что и где звучит (например, лай
собак, шум воды, шелест листьев). Кроме шумных игр, у него должны быть
и тихие минуты, во время которых он может послушать музыку и поговорить
сам с собой.
Уделяйте внимание укреплению и развитию подвижности органов и мышц
речевого аппарата. Это важно для совершенствования правильного
произношения звуков, а позднее для улучшения дикции, умения правильно,
без затруднения, произносить сложные слова и предложения. Для этого
можно выполнять артикуляционную гимнастику в игровой форме (для губ,
например, чередовать улыбку и поцелуй, для языка — пощёлкать и т. д.).
Именно с этой целью ребёнку полезно жевать твёрдую пищу (морковь,
яблоки, мясо). Приобретайте детские книжки с яркими, чёткими
иллюстрациями. Важно, чтобы они были эмоциональны и просты по
содержанию. Полезны стихи, чтение по ролям, сказки, где часто
используются одни и те же фразы, которые ребёнок будет неоднократно
повторять, договаривать слова.
Занимайтесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения
допустимы тематические уроки: «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт»
и т.д., а также учебные игры «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и
т.д. Сравнивайте предметы, сопоставляя их по величине, форме, цвету. Из
таких игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание и
отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой.
Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но
отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зелёная
как трава».
Ваша цель — приохотить ребёнка говорить много и правильно. Помогайте
ему сформулировать мысль («И что было потом? А зачем он это сделал? Чем
все закончилось?). Исправляйте ошибки малыша в произношении, ударении,
подсказывайте слова. Разнообразьте речь обилием прилагательных (помогут
в этом описания «Какая собачка?», «Какой автобус?» и подобные). Очень
полезны скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить
чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских
книжках.
Познавательное общение с ребёнком должно быть ежедневным. Некоторые
упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно
задавать малышу вопросы и задания при работе по дому, то есть в
повседневной жизни. Не жалейте на это времени, оно потом во много раз
окупится!
В заключение хочется добавить еще несколько советов. Почаще играйте с
ребёнком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и
геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, просто
предложите, чтобы он выбрал её сам. Разрешите малышу свободно
пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.
д. Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребёнка
в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на ёлку, на
каток, в зоопарк. Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите
передачи вместе с малышом и обсуждайте увиденное.
Маленькие дети могут и хотят учиться — это неоспоримый факт. В них
спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей
необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы
жизни, никогда не исчезнут из памяти.
руководитель методического объединения учителей-логопедов Печенгского района.