Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их
современном виде связано со становлением России как суверенного государства
после распада СССР в 1991 году. Однако история олимпиадного
движения в России начинается гораздо раньше. Так, например, еще в XIX веке
«Олимпиады для учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской
Империи. К сожалению, до нас не дошли подробности олимпиадного движения тех
лет.
История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как
расставлялись акценты в системе образования России (СССР) на протяжении более
чем полувека. По ней можно проследить, какие учебные предметы и в какое время
считались главными, а какие — второстепенными, какие новые предметы
активно входили в жизнь, а какие утрачивали свои позиции, и с чем были
связаны эти процессы.
В то же время менялись и подходы к определению содержания
образования в средней школе, а содержание образования, как известно, является
социальным заказом общества государству. История олимпиадного движения отражает
эволюцию подходов к определению содержания образования в средней школе,
произошедшую в прошлом веке и существующую и в настоящее время.
Как ответ на резкое ухудшение состояния окружающей среды,
вызванное бурным промышленным ростом прошлых лет, создается и становится
популярной олимпиада по экологии. Высокий уровень информационных технологий
современного общества заложил основу создания и развития олимпиады по
информатике.
В
связи с переходом России на модель рыночной экономики возникают олимпиады по
экономике и основам предпринимательской деятельности. Появляются олимпиады по
технологии и политехническая олимпиада школьников.