В последние годы отмечается рост числа детей, имеющих речевые трудности.
Дефекты речи негативно влияют на развитие психических процессов
(мышления, памяти, внимания), эмоционально-волевой сферы, зачастую
приводят к неуспеваемости в школе. В случае наличия нарушений речи у
ребенка или малейших подозрений на них следует обратиться за
консультацией к логопеду.
Признаки нарушений устной речи
К логопеду необходимо обратиться, если:
К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением.
К концу 4 месяца малыш не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит.
К концу 5 месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет.
В 7 месяцев не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на
интонации, не пытается привлечь к себе внимание каким-либо звуком.
К концу 9 месяца у малыша нет лепета, и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги.
К концу 10 месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
В 1 год малыш не может произнести ни слова, не может выполнить
простейшие просьбы типа: «Покажи», «Принеси», не способен адекватно
реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
В 2 года малыш не может показать части тела, которые ему называет
взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси
чашку», не узнает близких на фотографии.
К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
В 3 года не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их
пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может
назвать свое имя и фамилию, имеет ограниченный словарный запас.
В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не
слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения,
неправильно употребляет падежи и предлоги, делает ошибки в согласовании
частей речи («синяя ведро»), неверно образовывает слова («волкин хвост»,
«куричий суп»), переставляет их, заменяет, пропускает слоги в легко
произносимых словах.
В 5 лет речь неразборчива («каша во рту») и непонятна для окружающих.
В 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня,
просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа, не выговаривает
или неправильно произносит звуки и (или) не различает их на слух.
А также в случаях, если ребенок:
- не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
- не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей;
- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и),
повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы, делает остановки в
середине слова или фразы, затрудняется перед началом речи;
- чрезмерно медленно или быстро говорит, «проглатывая» окончания;
- искажает звуки (в речи появляются звуки, несвойственные русскому языку: межзубные, «горловые» и другие варианты);
- говорит в нос («гнусавит»);
- воспитывается в условиях двуязычия.
Признаки нарушений письменной речи
К логопеду необходимо обратиться при наличии следующих проблем:
- Смешение оптически сходных букв при чтении и письме: п – т , Е –
З, а – о и т. д.
- Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в
устной речи соответственно отражается и на письме – ребенок пишет то же,
что и говорит. Например, сапка вместо шапка.
- Смешение сходных на слух и по произношению звуков, особенно
проявляющееся при письме под диктовку: гласные о – у, ё – ю, согласные р
– л, й – ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие,
звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими звуками.
Например: тубло вместо дупло, лёбит вместо любит.
- Пропуски букв и слогов, недописывание слов.
- Неумение ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить вместо солить, въезёт вместо везёт.
- Слитное написание предлогов, раздельное – приставок.
- Ребенок читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту.
- Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают друг на друга.
- Школьник знает правила орфографии, но не умеет их использовать в своей письменной речи.
- Указанные ошибки в чтении и письме носят стойкий характер.
Куда обратиться?
Должность учителя-логопеда предусмотрена во многих государственных
учреждениях, поэтому родители имеют возможность выбора из нескольких
вариантов, представленных ниже.
Детская поликлиника по месту жительства. К логопеду детской
поликлиники можно обращаться с момента рождения ребенка. Наибольшая
часть работы логопункта при поликлинике состоит в диагностике состояния
речи и последующем направлении ребенка в определенное учреждение.
Дошкольное образовательное учреждение по месту жительства. Ставка
учителя-логопеда предусмотрена во многих детских садах. Логопедическая
помощь может осуществляться в двух формах: логопедический пункт (дети,
имеющие относительно легкие речевые дефекты) и логопедическая группа
(дети с тяжелыми нарушениями речи).
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ЦППРК). На
базе центра работают логопедические группы кратковременного пребывания
для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Созданные
персоналом центра образовательные программы предусматривают комплексную
помощь со стороны логопеда и психолога в ходе индивидуальных и
подгрупповых занятий.
Городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) является
структурным подразделением ЦППРК. Специалисты комиссии в обязательном
порядке проводят диагностику детей-мурманчан до 18 лет перед их
зачислением в муниципальные коррекционные учреждения, включая
логопедические группы и логопункты детских садов.
Центр психолого-медико-социального сопровождения. В этом центре
родители могут проконсультироваться у учителя-логопеда,
педагога-психолога, клинического психолога по поводу имеющихся у детей
речевых трудностей и получить квалифицированную помощь в форме
индивидуальных и групповых занятий.
Областная психолого-медико-педагогическая комиссия является отделом
Центра психолого-медико-социального сопровождения и осуществляет
функции, аналогичные городской ПМПК, но для жителей Мурманской области.
Центр помощи семье и детям Мурманской области. В штате центра
имеются учителя-логопеды, учителя-дефектологи, медицинские работники,
оказывающие консультативную и коррекционную помощь детям, проживающим в
Мурманске и Мурманской области. Основной контингент Центра – дети с
тяжелыми нарушениями в развитии, поэтому занятия проводятся
индивидуально.
Логопункт при общеобразовательной школе. В начале учебного года
школьные логопеды диагностируют состояние речи первоклассников и
впоследствии комплектуют группы. Занятия в зависимости от патологии
проводятся в индивидуальной и групповой формах. Акцент делается на
преодолении нарушений письменной речи.
Мурманский областной психоневрологический диспансер,
психотерапевтический центр по оказанию специализированной
психотерапевтической помощи детям и подросткам. Логопеды диспансера
оказывает помощь заикающимся детям и подросткам. Специфика расстройства
предполагает наличие групповых и индивидуальных занятий, совместную
работу психотерапевта, психолога и логопеда.
Вакуленко Любовь Сергеевна, учитель-логопед
(Мурманск) январь-февраль 2010 года
|