Азова О.И., старший преподаватель кафедры логопедии МПСИ
При разработке методики логопедической работы по коррекции дизорфографии необходимо учитывать современные научные представления о психологической структуре процесса письма, процесса овладения орфографией, фундаментальные положения специальной психологии, коррекционной педагогики, логопедии, о принципах и закономерностях коррекционно-логопедического воздействия, а также особенности симптоматики и механизмов дизорфографии у школьников 3-4 классов.
Чтобы усвоить то или иное правило ребенок должен овладеть несколькими операциями, каждая из которых сама по себе должна войти в навык прежде, чем ребенок приступит к изучению данного правила. Для овладения умениями, необходимыми для проверки орфограмм, ребенку нужно, прежде всего, усвоить каждую из этих операций в совершенстве.
В процессе логопедической работы над тем или иным правилом необходимо, прежде всего, расчленить грамматические действия на последовательные операции. Принцип квантования правила взаимодействует с принципом системности речевого развития, предполагающим тесную взаимосвязь между фонетическим, лексическим и грамматическим компонентами языка (Левина Р.Е., 1961, 1967). Квантование при формировании отдельных навыков не исключает использование грамматических обобщений, которые способствуют сохранению навыков и осознанию всей системы языка.
В соответствии с принципом квантования мы проанализировали орфограммы, соответствующие морфологическому принципу, и представили их с точки зрения последовательности усвоения квантов:
Безударные гласные в корне слова:
Уметь дифференцировать гласные и согласные звуки.
Уметь быстро и безошибочно определить место ударения в слове, различать ударные и безударные гласные.
Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове.
Уметь быстро подбирать как можно больше(ноне меньше четырёх)однокоренных родственных словилиобразовыватьформы проверяемого слова.
Уметьобъяснить лексическое значение слов.
Уметь различать однокоренные родственные от однокоренных слов (гора, горняк, гореть) и от слов похожих по звукобуквенному составу (лепить - липкий, клиенты - клей).